воскресенье, 22 ноября 2009 г.

Как не заблудиться в Интернете. Часть 2: поиск и почта

И вот вы, открыв окно веб-браузера, наконец, готовы покорять бескрайние просторы Интернета. Для начала вам нужно усвоить азы. "Всемирная паутина" строится на принципе гипертекста. Это значит, что любая веб-страница содержит текст со ссылками на другие страницы. Вся совокупность страниц, соединённых гиперссылками и доступных по одному адресу, называется веб-сайтом. Сайты в Интернете бывают разные: от узкоспециализированных до больших интернет-порталов, предоставляющих огромное количество сервисов, как платных, так и бесплатных. Для удобства навигации по веб-страницам в любом браузере есть кнопки "Назад" и "Вперёд", расположенные, как правило, вверху, слева от адресной строки. Первая возвращает на предыдущую страницу, а вторая - обратно на ту, с которой вы вернулись.
Но как же из всего этого моря информации почерпнуть что-то полезное, нужное именно вам? Если вы точно знаете адрес сайта или даже страницы с информацией (например, видели рекламу на ТВ или баннер), то вам нужно просто ввести его в соответствующую строку веб-браузера. Она так и называется - адресная строка - и располагается обычно над страницей, которую вы просматриваете. Однако чаще нам приходится искать информацию, не зная заранее её местонахождение в Сети. В этом случае нам на помощь приходят поисковые системы.
Поисковая система - это веб-сайт, предназначенный для поиска разных типов информации в Интернете. Наиболее популярными в Рунете (русскоязычном сегменте сети Интернет) являются поисковые системы "Яндекс" и "Google". За ними следуют "Mail.ru" и "Rambler". Также стоит упомянуть поисковик "Bing" от компании "Microsoft". Все они "умеют" искать в Интернете текст, картинки, видео и другие типы информации, а также автоматически каталогизировать её. Однако различия между ними заметить несложно. Один поисковик работает быстрее остальных, другой выдаёт результаты, наиболее соответствующие вашему запросу, третий обладает нужными вам функциями поиска. А может, вы найдёте всё, что вы искали, в одном. Выбор, как и в случае с веб-браузером и операционной системой, остаётся только за вами. Я дам только один совет: гораздо удобнее строить свою работу в Сети централизованно, поэтому не делайте поспешных выводов до прочтения следующих абзацев. Ах да, и ещё один совет: не забудьте сделать поисковик домашней страницей в вашем браузере. Это здорово сэкономит ваше время, а в случае, если вы оплачиваете трафик, - ещё и деньги.
Главным средством общения в Интернете была и остаётся электронная почта (англ. e-mail). Разработанная ещё в 60-х годах XX века, она представляет собой "кальку" с традиционной почты. Вам точно так же выдаётся почтовый ящик, имеющий вид имяпользователя@имяпоставщика, на который вы можете получать текстовые сообщения - письма. Они могут содержать вложенные файлы различных типов (музыка, текст, небольшие видеоролики) и в этом случае больше напоминают посылки. Причём, как и в настоящих посылках, размер этих вложений строго ограничен и определяется почтовым сервером. Разница, пожалуй, заключается лишь в том, что ваш электронный почтовый ящик не висит на стене в подъезде, а хранится на удалённом сервере. Поэтому вы имеете доступ к нему в любое время и в любом месте, где вы имеете доступ в Интернет. Исключение составляет только корпоративная электронная почта, которая чаще всего доступна только из внутренней сети.
Все перечисленные выше поисковые веб-сайты предоставляют возможность регистрации почты на своих серверах. У "Google" это "Gmail", у "Яндекса" - "Яндекс.Почта", у "Rambler" - "Рамблер-Почта", у "Bing" - "Windows Live Hotmail", ну а название "Mail.ru" говорит само за себя (англ. mail - почта). Но не все они одинаково хорошо справляются с обеспечением безопасности вашего ящика и защитой от нежелательной массовой рассылки - спама. Безусловным лидером как в обеспечении безопасности пользователей, так и во внедрении новых технологий является "Gmail". Письма здесь группируются в так называемые "цепочки", то есть, открыв новое входящее сообщение, вы будете видеть всю переписку на эту тему, начиная с самого первого письма. Совсем недавно такую же возможность получили и пользователи "Яндекс.Почты". Кроме того, заметно лучше в ней стала защита от спама. А вот пользователи "Mail.ru" привыкли отыскивать нужные письма среди "груды" нежелательных сообщений.
Но каким бы защищённым ни был ваш почтовый сервер, вам никогда не помешает соблюдение элементарных правил безопасности в Интернете. Ваша учётная запись обязательно должна быть защищена сильным паролем. Хорошо, если в нём присутствуют и буквы, и цифры. Ещё лучше, если сочетание букв, которое в нём используется, нельзя найти ни в одном словаре. Никогда и ни при каких условиях не сообщайте никому свой пароль, тем более в сообщении электронной почты. Запомните: ваш поставщик услуг электронной почты никогда не будет спрашивать ваш пароль. Если вы получили такое письмо, можете смело пометить его как нежелательное.
Ну а главным достоинством электронной почты является её децентрализованность. Что это значит? Совсем не обязательно быть пользователем "Windows Live Hotmail", чтобы отправлять письма его пользователям и получать от них ответы. Вы можете даже сами создать свой почтовый сервер и обмениваться сообщениями с любым другим, доступным через Интернет. Здорово, не правда ли?
Но что же делать, если мы хотим пообщаться в реальном времени, а не ждать ответа на письмо? В этом нам помогут интернет-пейджеры и IP-телефония, и с ними всё отнюдь не так гладко, как с электронной почтой. Впрочем, об этом в следующий раз.